|
Капоэ́йра (порт. Capoeira, /ka.puˈej.ɾɐ/, более точная транслитерация с португальского — капуэ́йра, ) — бразильскоенациональное боевое искусство, сочетающее в себе элементы танца, акробатики, игры, и сопровождающеесянациональной бразильской музыкой. Как боевое искусство отличается использованием низких положений, ударов ногами и, в некоторых направлениях, обилием акробатики[1]. Современная капоэйра, в отличие от её ранних форм, редко используется в боевых целях. Обычная практика — это бесконтактный бой, хотя существуют чемпионаты мира по полноконтактной капоэйре. Капоэйра — форма искусства, в котором традиции определяют порядок проведения встреч, внешний вид участников, музыку и аттестацию капоэйристов.
|
История капоэйрыДостоверные сведения о капоэйре начинаются с XVIII века, но, фактически, она зародилась несколько ранее. Согласно общепринятой версии, капоэйра возникла в Южной Америке благодаря чернокожим рабам, которых португальцы привозили из других колоний — Анголы, Мозамбика, Гвинеи, Конго. Вследствие жестокого обращения бразильских рабовладельцев часть рабов бежала в сельву, где африканская религия и культура встретилась с индейской. Беглые селились в киломбуш (ед.ч. — киломбу) — «вольных городах», из субкультуры которых и начала свое распространение капоэйра. По разным сведениям, капоэйра ведет свое происхождение от[2]:
Однако, несмотря на разные версии, качества танца в капоэйре присутствуют. Развитие капоэйры в то время неразрывно связано с легендарным героем — Зумби, который стал для народа Бразилии символом сопротивления. Зумби дус Палмарес (порт.Zumbi dos Palmares) возглавлял один из крупнейших киломбуш — Киломбу дус Палмарес, который просуществовал в условиях правительственной блокады около семидесяти лет[3]. Происхождение названияСпоры относительно этимологии слова «капоэйра» не прекращаются до сих пор. Самые распространенные версии:
Капоэйра в подпольеНовым этапом в развитии капоэйры стала официальная документация информации, касающейся капоэйры. Этот период начинается подписанием в 1888 г. на территорииБразилии Золотого Закона, который отменил рабство. При этом необходимо отметить, что ввоз рабов был запрещён ещё раньше — в 1850 г. — законом Кейроза, но на протяжении ещё почти сорока лет работорговля продолжалась нелегально, вплоть до 13 мая 1888 года. В тот день принцесса Изабелла, правившая в то время вместо заболевшего императора, подписала закон следующего содержания[6]:
Несмотря на официальное уравнение всех индейцев, негров и метисов в общечеловеческих правах с европейцами, в стране по-прежнему существовала социальнаядискриминация, проявлявшаяся во всех сферах жизни общества. Религия Кандомбле[7] и капоэйра, как и многие другие элементы культуры не-европейского населения Бразилии, оказались под официальным запретом. Социальной рефлексией на этот факт явилось т. н. «Сопротивление» — капоэйра стала одновременно и танцем, и оружием среди группировок подпольщиков и уличных банд[8]. В 1892 г. практика капоэйры была запрещена первой конституцией Бразильской Республики[9]. Разделение стилейВ 1930 году военный переворот изменил политическую ситуацию в стране. Капоэйра, как проявление народной культуры, оказалась в более благоприятном положении, став легитимным боевым искусством.[10] |
Капоэйра сегодняВстречи капоэйристовВстречи капоэйристов, в абсолютном большинстве случаев, проходят по следующим правилам. Музыканты становятся в изголовьи круга (порт. Roda). Роду образуют капоэйристы или публика, стоящая или сидящая по кругу. Все поют песни на португальском языке. Двое входят в игру около места расположения музыканта с Гунгой, называемого Пе ду Беримбау (порт. Pe do Berimbau), иногда используя акробатические элементы. Начинается игра — передвижения, удары, прыжки чередуются в попытках достать соперника или вынудить его упасть. Характер игры в Роде (быстро или медленно, дружески или агрессивно) зависит от ритма, который играет беримбау, и песен[4]. Музыка«Умение петь и отвечать… это обязанность каждого капоэйриста. Неумение петь соло — это не дефект, но неумение отвечать вместе с хором — это большой недостаток. В батерии не должны находиться люди, которые не поют вместе с хором». Местре Пастинья [24] Тренировки и рода проходят под живую музыку, которую создает специальный «оркестр капуэйры» — батери́я (или шара́нга). Существуют несколько традиций состава батерии, они довольно разнообразны. Основную роль в аккомпанементе и ведении роды играет * Беримба́у(порт. Berimbau) — инструмент, напоминающий лук с резонатором.Беримбау задаёт основной ритм и темп игры в Роде[4]. Более-менее общепринятой считается традиция, когда основой батерии являются три беримбау, каждый из которых служит своей цели:
Кроме беримбау, «классическая» батерия имеет в своем составе:
Ритмы беримбауРитм беримбау определяет характер игры в Роде, существует множество популярных традиционных и «авторских» ритмов для этого инструмента, например:
Существуют и другие ритмы, подробней описанные в главной статье раздела. ПесниВ традиционной капоэйре песенный цикл делится на три основных части:
Открывает музыкальную последовательность ладаинья — это традиционная сольная песня местре (или человека, «ведущего» роду). Певец может рассказать притчу или передать сообщение зрителям. Соло может быть импровизированным. Пока поёт мастер, первая пара игроков, сидя, ждёт, расположившись по обе стороны от него. Движения и ударыВ капоэйре нет статических стоек. Её основа — жинга (порт. ginga). Жинга — это непрерывное движение, игрок постоянно передвигается, готовый уйти от удара или провести удар самому. Основные стойки и перемещения:
Стойки и перемещения на руках:
Атаки:
Названия движений в разных школах различаются, приведённые выше термины характерны для определённых школ направлений Режионал и Капоэйра Контемпоранеа. Под теми же названиями в других школах могут подразумеваться несколько другие движения. Градации мастерстваВ современной капоэйре направлений режионал и контемпоранеа для обозначения мастерства принята система поясов, цвета которых определяются каждой отдельной школой[26]. Поясами (порт. cordão) являются цветные шнуры, которые носят капоэйристы. Степень, апелиду (и пояс) они могут получить только на церемонии посвящения (порт. batizado). Вместе с практикой в роде и отработкой новых элементов ученик изучает португальский язык, музыку, песни, историю капоэйры и её философию. При упорстве и постоянных тренировках через несколько лет можно достичь звания опытного ученика (порт. formado). Следующий уровень уже позволяет помогать своему учителю. Высшие звания — контра-местре (порт. contra-mestre) и местре (порт. mestre). Звание местре позволяет открыть собственную школу, достижение этого звания занимает не менее десяти лет. В традиции большинства школ направления Ангола выдача поясов и проведение батизаду не практикуется. Батизаду (Batizado)Посвящение в капоэйристы, когда новичку могут дать имя («апелиду») и первый кордао. В капоэйра нет традиционной сдачи на пояс по нормативам как в других боевых искусствах, готовность к смене пояса определяет тренер по итогам тренировок за всё время. Если игрока вызвали в круг на батизаду, можно считать, что повышение в градации поясов у него есть, если только он не допустит «громких ошибок» или не выкажет элементарного незнания правил выхода в роду. В разных школах церемония проходит по-разному, обычно проводить батизаду имеет право капоэйрист не ниже уровня «профессор». Церемония смены пояса (степени) называется «Трока ди кордао» (порт. Troca de Cordaо) и обычно проводится вместе с батизаду. Организация движения капоэйристовШколы капоэйры сейчас объединяют десятки тысяч людей по всему миру. Регулярно проводятся фестивали, семинары. Школа определяется принадлежностью к одному из стилей капоэйры. Как правило, у каждой школы существует базовое местоположение и множество филиалов по всему миру. Местре (или его ученики) регулярно посещает филиалы и проводит батизаду. Существует множество как всемирно признанных и уважаемых школ, так и малоизвестных. Вместе с тем, безусловно, необходимо учитывать следующие мнения:
Таким образом, можно заметить, что существуют две основные тенденции: максимум организованности и максимум свободы. И, разумеется, сколько угодно мнений, находящихся между этими полюсами. Каждая группа, объединение капоэйристов или человек, не имеющий прочной связи с конкретной группой, выбирает свой путь. Впрочем, тут вступает в действие другой принцип — следования «линии» — традиции, передаваемой от учителя к ученику.
|
Капоэйра в фильмах, клипах, рекламных роликах и компьютерных играхСовременная капоэйра включает в себя множество зрелищных акробатических прыжков, трюков и перемещений. Игра, в которой мощные удары комбинируются с головокружительной акробатикой, способна произвести на постороннего наблюдателя сильнейшее впечатление[источник не указан 71 день]. Закономерно, что капоэйра не осталась незамеченной голливудскими режиссёрами. Only the strongПервый художественный фильм, полностью посвящённый капоэйре. Для многих людей знакомство с бразильским боевым искусством началось именно с просмотра этого фильма[источник не указан 71 день]. И все же большинство капоэйристов достаточно холодно относятся к «Только сильнейшим», считая, что капоэйра как таковая в нём не показана[источник не указан 71 день]. Актёр Марк Дакаскос, исполнивший главную роль в фильме, в действительности занимался капоэйрой всего несколько месяцев, а настоящая Рода была показана только в самом начале и конце фильма, и то — не вполне правдиво. Другие фильмыВ последнее время появилось множество фильмов, в которых, в том или ином виде, присутствует капоэйра. Например в «The Quest» капоэйрист играет бразильского бойца. В японской картине «Город потерянных душ» бразильские капоэйристы эпизодично участвуют в разборках между преступными группировками, а в фильмах «Женщина-кошка» и «12 друзей Оушена» некоторые герои используют движения капоэйры для боя и при перемещениях. В фильме «Том Ян Гун» показан поединок бойцов муай-тай и капоэйра, в роли капоэйриста снялся настоящий опытный капоэйрист Латиф Краудер. Он же снялся в фильме «Обсуждению не подлежит 3», в роли бразильского бойца, показав высокий класс мастерства. Ну и наконец, капоэйру показали даже в комедии «Знакомство с Факерами». Также есть информация, что в Бразилии вышел документальный фильм о жизни местре Бимбы[28]. В сериале Stargate SG-1 (Звёздные врата SG-1) в эпизодах, где присутствуют сцены с тренировками джаффа, они в качестве боевого искусства расы используют движения и приемы капоэйры. 30 октября 2009 года в Бразилии состоялась премьера фильма «Besouro» («Жук»)[29] о Мануэле Энрике (Manuel Henrique), известном в среде капоэйристов в его родном бразильском штате Баия как «Besouro Manganga». Название происходит от Besouro Manganga — большая, темная разновидность майского жука. Фильм рассказывает «истинную историю» Безору, мастера капоэйры, жившего в 1920-x годах в Бразилии. Согласно легендам, окружавшем этого человека, он умел исчезать всякий раз, когда он сталкивался с противниками превосходившими его числом. Также бытуют мифы о том, что Безору имел сверхъестественные способности и мог уворачиваться от пуль и даже превращаться в жука. В фильме показана не только зрелищная часть капоэйры, но и присутствует попытка отразить сложную философию данного явления. Музыкальные клипыКапоэйра достаточно часто появляется в видеоклипах некоторых исполнителей, как достаточно модное и интересное явление, которое, по мнению режиссёров, способно украсить клип или даже составить его основную сюжетную линию. Отдельные же видеоклипы, в некотором роде, являются популяризацией самой капоэйры, как например, клип на песню «Roots Bloody Roots» бразильского рок-коллектива Sepultura Capoeira FighterCapoeira Fighter — компьютерная игра, разработанная по технологии Macromedia Flash. Игровой процесс организован в виде поединков между отдельными персонажами (наподобие игр «Street Fighter» и «Mortal Kombat»). Отличительной особенностью игры является то, что все персонажи — капоэйристы и в поединках используют движения и приёмы капоэйры. На данный момент вышло уже 3 версии игры, но, по-видимому, наиболее популярна и распространена вторая часть — Capoeira Fighter 2 Brazilian Batizado. Другие игрыКроме игры «Capoeira Fighter», сделанной энтузиастами, существует множество коммерческих игр, в которых капоэйра присутствует в том или ином виде. В число игр подобного рода входят такие тайтлы как «Tekken» (эпизоды с 3-го и выше: Эдди Гордо, Тайгер, Кристи Монтейро), Prince of Persia (The Sands of Time; WW; TTT), «Fatal Fury» (FF1, 3, Real Bout 1, 2, Special), «The King of Fighters» (KoF: MI 1, KoF: MI2, KoF 11), «Street Fighter 3» (все версии), Rage of the Dragons. Перечисленными играми дело не ограничивается, и далеко не во всех играх капоэйра представлена именно как боевая дисциплина. К примеру, в онлайновой ролевой игре World of Warcraft тролли после команды танцевать (/dance) начинают выполнять движения капоэйры.
|